Знаете ли вы, дорогие читатели, что среди многочисленного сонма святых, прославленных Русской Православной Церковью, есть некая благочестивая подвижница, которую во всем мире христиане почитают покровительницей музыки?
Конечно же, имеется ввиду музыка в высоком понимании ее значения. То есть та музыка, которая возвышает дух человека и помогает нашей душе стать чище и благороднее, а не те бессмысленные песенки, которые так часто нам приходится ныне слышать с эстрадной сцены.
Эта удивительная девушка жила в Риме. Она родилась в те годы, когда в столице некогда могущественной Империи царил невиданный упадок нравственности. Чистота и невинность в глазах язычников выглядели чуть ли не кощунственно, а поклонение Триединому Богу считалось глумлением над их бесовскими идолами, веками помогавшими жителям Рима слепо шествовать в преисподнюю.
Эту благочестивую праведницу звали Цецилией. Она происходила из знатного и весьма уважаемого рода. В России впоследствии ее стали именовать Кекилией из-за того, что латинская буква «С», с которой начинается имя этой христианки, в русском языке может читаться и как «Ц», и как «К».
В переводе ее имя означает «невидящая» - то есть «слепая».
О Христианском Учении девушка узнала еще в ранние годы. С той поры в ее кротком сердце зародилось желание всецело посвятить себя Господу и безраздельно быть преданной Ему. Потому Цецилия тайно дала обет безбрачия.
Когда она вошла в возраст, она, разумеется, призналась о том родителям, но те и слушать ее не захотели: запретили дочери одевать скромную одежду, заставили ее делать замысловатые прически и носить дорогие украшения, а в скором времени насильно обручили ее с одним знатным юношей, тоже очень богатым, и определили день свадьбы. Жениха звали Валерианом.
Дни проходили быстро, и день свадьбы Цецилии неотвратимо приближался. Но даже и во время суетной подготовки к этому пышному торжеству, невеста не переставала молить Вседержителя об исполнении горячего желания ее сердца, коим являлось сохранение телесной чистоты. Она непрестанно повторяла слова 118-го псалма: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился».
Нужно сказать, что эта девушка очень любила Книгу Псалмов. Она находила в ней выражение всех своих чувств, которые не могла разделить с близкими, и они всегда помогали ей в трудную минуту. Об удивительной силе Давидовых песнопений ей рассказал епископ Урван, проповеди которого она слушала на тайных христианских собраниях. А поскольку Цецилия к тому же прекрасно играла на кифаре и гидравлосе (предшественнике органа), она, подобно святому псалмопевцу Давиду, часто воспевала эти священные стихи в сопровождении музыкальных инструментов.
И вот наступил день свадьбы. Сидя на почетном месте за трапезой, девушка все также неотступно призывала Создателя на помощь. Она умоляла Его послать ей Ангела для защиты и охранения ее целомудрия, поскольку давно уже дала обет Небесному Жениху.
Когда молодые супруги вошли в брачные покои, Цецилия, к своей великой радости, увидела там Божиего Посланника… Ангел стоял у брачного ложа, и лик его был настолько невыразимо суров, что девушка от неожиданности даже вскрикнула.
Удивленный жених спросил у нее, что случилось.
Цецилия указала ему на Ангела. Однако Валериан, будучи язычником, не мог видеть святых небожителей, предстающих взору только очень-очень чистых сердцем подвижников, живущих по тем же заповедям и уставам Вседержителя, что и они сами. Потому юноша, не понимая, что происходит, ужасно растерялся.
Он не был фанатичным идолопоклонником. Его душа, хоть и не знала Истинного Создателя, все же неведомого для него самого всегда стремилась к иному миру – гораздо более духовному и справедливому, чем то общество, в котором он вращался. Поэтому, поколебавшись некоторое время, Валериан осторожно спросил у невесты, почему же он сам не может увидеть Посланника Божиего?
Цецилия объяснила, что для этого нужно отречься от идолов и искренне захотеть стать христианином. Она посоветовала юноше обратиться за разъяснениями к епископу Урвану – благочестивому подвижнику, долгое время скрывавшемуся от гонителей в пещерах.
По совету девушки ее супруг пошел искать епископа в указанном Цецилией месте. По дороге он встретил нищих, и те привели его к священнику. Они хорошо знали добродетельную Цецилию, много раз подававшую им щедрую милостыню.
Епископ был прозорлив. Завидев издали шествующего к нему Валериана, он возрадовался и, упав на колени, горячо возблагодарил Господа за то, что Он через рабу Свою Цецилию отвратил от служения демонам еще одну языческую душу.
Во время беседы Урвана с юношей произошло дивное событие.
Пещера, в которой скрывался епископ, внезапно озарилась лучистым светом, и их взору предстал блистающий муж в светлых одеяниях. В руках он держал раскрытое Писание.
Встав перед изумленным Валерианом, тот муж попросил его прочесть записанные в Писании слова: «Один Господь, одна Вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:5-6).
Когда Валериан прочел это, то сердце его преисполнилось невероятного трепета, и он воскликнул: «Во истину, это самые правдивые слова!» Светозарный муж тотчас стал невидим.
В тот день юноша принял Святое Крещение.
Вернувшись домой, он обнаружил Цецилию в ее покоях.
Его обручница молилась, а рядом с нею стоял Небесный Ангел, который уже не был преисполнен суровости, а, напротив, с превеликой ласкою взирал на новообращенного христианина. В руках Ангел держал два благоухающих венка, сплетенных из алых роз и белоснежных лилий.
Эти венки он возложил на головы супругов, после чего торжественно произнес: «Господь послал меня к вам с этими венками, сплетенными из райских цветов. Они никогда не увянут, и никто не сможет увидеть их, кроме чистых сердцем подвижников. Храните венцы эти и пребывайте в целомудренной чистоте, - тогда Всемилостивейший Господь исполнит всякое ваше желание!»
Услышав речь Ангела, Валериан тотчас воскликнул: «У меня есть заветное желание! Я всей душой хочу освободить от власти сатаны моего любимого брата Тивуртия, не ведущего Бога! Как бы я хотел, чтобы и он принял Христа в свое сердце и с радостью служил бы Ему!»
Ангел очень обрадовался этим словам. Он сказал: «Да будет так! Твое желание угодно Богу, и твой старший брат Тивуртий скоро примет Святое Крещение!» И Ангел исчез.
Прошло некоторое время, и как-тот раз навестить молодых супругов зашел брат Валериана Тивуртий.
Обнявшись с родными, гость вдруг удивленно произнес: «Не понимаю! Я весьма отчетливо ощущаю здесь благоухание лилий и роз, будто бы они находятся прямо перед моим лицом, но я не вижу ни одного цветка поблизости!»
Тогда Валериан объяснил брату, в чем дело. Он рассказал Тивуртию, что душа его, всегда стремящаяся к своему Незримому Создателю, действительно, обоняет райское благоухание, исходящее из чертогов Всеведущего Творца, однако глаза язычника не видят небесных творений, потому что затуманены мерзким идолопоклонством.
Эти слова глубоко поразили Тивуртия, который также, как и его младший брат, не находил духовного удовлетворения в религии римлян, и он стал просить благочестивых супругов поближе познакомить его с Христианской Верой. После нескольких бесед, Тивуртий, отправившись с братом в пещеру к епископу Урвану, принял от старца Святое Крещение, и ему открылись многие тайны мироздания: целую неделю он зрел Божиих Ангелов и беседовал с ними.
Имущество свое братья раздали нуждающимся. Они щедро помогали сиротам и вдовам, кормили и лечили нищих, давали приют странникам и выкупали из темниц заточенных там христиан.
Слух об их деяниях дошел до римского градоначальника Алмаха, и тот призвал Тивуртия и Валериана на суд. Правитель спросил их, для чего они позорят свой знатный род, делаясь подобными всеми отвергнутым христианам? Неужели и они приняли это Учение?
Старший из братьев Тивуртий ответил Алмаху: «Только умалишенные люди могут беззаботно наслаждаться быстротекущей временной жизнью, нисколько не думая о своей будущей участи: пребывать ли им вечно в блаженстве или в мучениях».
Алмах с интересом выслушал юношей, но не внял их наставлениям.
После многих увещеваний и экзекуций, видя непреклонность этих праведников, градоначальник приказал их казнить, а надзирать за казнью он отправил своего верного слугу Максима, который был его постельничим.
Когда мучеников вели к месту казни, Максим поразился их радостному виду. Он недоуменно спросил, отчего братья так веселы, будто бы шествуют не на эшафот, а идут на праздник.
Услышав от святых, что они радуются скорой встречи с Создателем, и что они не сомневаются, что их души, как только освободятся от телесных оков, будут приняты Вседержителем, постельничий просил мучеников дать и ему какое-нибудь знамение, чтобы и он мог уверовать в христианского Бога и надеяться на вечную жизнь в Небесных селениях.
Такое знамение он получил после казни братьев. Максим воочию увидел, как Божии Ангелы приняли их освобожденные от плоти души и на руках вознесли их в Небесные Чертоги. И тогда Максим тоже восславил Имя Спасителя!
Узнав, что его преданный слуга тоже в одночасье стал христианином, Алмах приказал нещадно его избить. Во время этой экзекуции Максим предал душу Господу. Его тело и тела святых мучеников Тивуртия и Валериана забрала Цецилия и с почестями их погребла.
После гибели святых братьев градоначальник поспешил захватить в свою казну оставшееся после них наследство. Однако он опоздал: святая Цецилия успела раздать имущество казненных мучеников бедным.
В ярости Алмах приказал схватить христианку и подвергнуть ее жестоким истязаниям.
Цецилия была спокойна и мужественна. Она сказала собравшимся на ристалище римлянам: «Я не гублю своей цветущей юности, а только меняю ее на лучшее! Я отдаю грязь за золото и глину за драгоценные камни. Земную телесную темницу я меняю на сияющие Небесные Чертоги. Разве плоха такая мена? Желаю такой же и вам».
Разгневанный правитель, видя упорство этой чистой девы, приказал уморить ее в жарко натопленной бане. Однако нестерпимый для обычного человека жар ничуть ей не повредил.
Тогда святую попытались усечь мечом. Однако палач плохо нанес удар, и девушка осталась жива. Она прожила еще три дня, а затем тихо скончалась. Все это время из уст ее не переставали исходить спасительные псалмы. И хотя израненная мученица не имела больше сил аккомпанировать себе на музыкальных инструментах, по Преданию, Божии Ангелы невидимо для людей окружили ее в тот момент и восхвали песнями Творца вместе с ней.
Потому святую Цецилию издревле христиане считают покровительницей воодушевляющей людей музыки и изображают ее на иконах с различными музыкальными инструментами.
Память ее Православная Церковь ежегодно совершает 5 декабря.
Известнейшие европейские композиторы посвящали ей свои произведения. Великий Гендель в 1739 году всего за 8 дней написал в честь этой мученицы оду, а француз Шарль Гуно в память о ней сочинил в 1874 году Торжественную мессу.
Музыканты всегда чтили ее и в нашем Отечестве. Так, фойе Большого зала Московской консерватории с 1901 года украшал внушительных размеров витраж с изображением святой Цецилии Римской. К сожалению, это произведение искусства погибло в дни Великой Отечественной войны, однако в 2010 году оно было воссоздано петербургскими мастерами по сохранившимся эскизам.