Как истории Святых могут изменить вашу жизнь?
Уникальные отрывки из духовных книг!
Если человек испытывает боль — значит, его посетил Господь.
А если у человека нет скорбей — скорее всего, это означает, что Христос оставил его.

Милостивый Бог, желая, чтобы Его чада прибегли к Нему, как любящий Отец вразумляет их с помощью испытаний. Он делает так от любви, от Своей Божественной доброты, а не от жестокосердия и не ради формальной мирской справедливости. Бог попускает нам испытания, желая спасти нас и даровать нам Свое небесное Царство. Он дает их для того, чтобы мы боролись, подвизались и уверенно выдержали проверку на терпение, так что сатана не смог бы сказать: «За что же он получил свою мзду? Почему Ты его спасаешь? Он ведь не трудился!» Наше земное благополучие Бога не интересует, для Него важна жизнь вечная. В первую очередь Он печется о нашей будущей жизни и лишь потом — о жизни временной.

Бог, пребывая близ нас, видит наши страдания и утешает нас, как любящий Отец. А что же, неужели Ему приятно видеть, как Его чада мучаются? У Бога учтены все наши скорби и слезы, и Он воздаст нам за все. Только Господь может дать подлинное утешение, поэтому человек, который не верит в Бога, в вечную жизнь и не прибегает к Его милосердию в истязающем душу горе, впадает в глубокое отчаяние.

Воспринимая испытания по-мирски, люди страдают. Но ведь Бог наблюдает за каждым из нас, поэтому мы должны целиком предавать себя в Его волю, иначе наша жизнь превратится в мучение: мы будем стремиться к тому, чтобы все устраивалось по нашему желанию, а все будет идти не так, как нам хочется, и поэтому душа наша никогда не будет знать покоя.

Когда человеку причиняют незаслуженные страдания, он собирает духовные сокровища на небесах, а если он подвергается справедливому наказанию, то тем самым расплачивается за свои грехи. Поэтому нужно не только с кротостью терпеть того, кто стал для нас источником искушений, но и быть ему благодарным, потому что он предоставляет нам удобную возможность потрудиться в любви, терпении и смирении.

Старец Паисий Святогорец
10 причин, почему стоит жениться

Я никогда не хотел жениться, как никогда не собирался жить той жизнью, которой живу. В какой-то момент мне активно предлагали стать монахом, но про монашество я уже нечто знал. Сократ на вопрос жениться ли, отвечал, что женишься или нет, в любом случае пожалеешь. Поэтому вот те десять причин, почему все-таки стоит жениться:

1. Во-первых, я не мог не ответить на ту любовь, которую оказала ко мне моя будущая супруга. Как известно, не мужчины выбирают женщин, а наоборот. Моя будущая супруга сияла как солнце, и я подумал что Господь почти не оставляет мне выбора, потому что не ответить на это сияние было бы свинством.

2. Во-вторых, женитьбы предполагает разрушение онтологического одиночества. Лермонтов символизировал одиночество беленьем одинокого паруса. Женитьба предполагает, что теперь ты не один. Как сказал один мой знакомый, который недавно в сорокалетнем возрасте все-таки женился: «Теперь есть для чего жить».

3. Обычно брак глупыми девушками воспринимается как: «Вот я отдала тебе самое дорогое, теперь тебе предстоит оплатить все мои мечты». Мой друг, Иван Андреевич Мальцев, говорит на это, что стоит жить не браком а семьей, а семья — это когда двое объединяются против этого дрянного мира в нечто целое и единое. Причем до брака любви нет, она начинается только в браке, об этом нужно помнить мечтательным особам.

4. Жениться стоит еще и потому, что семья — это полигон послушания, когда мир приобретается в крайней степени доверия другому человеку. Ты учишься слушаться того, кто в твоей власти. Это романтическое христианство, в котором СРАЗУ есть то, чего так не хватает в монастырях — любви.

5. Если Господь дал тебе жену христианку с опытом жизни в храме, ты живешь как в раю. Если Господь дал тебе христианку новоначальную, ты всегда на войне, тебя проверяют на прочность. Если же Господь вам дал жену неверующую, то у вас есть добрый путь остаться подкаблучником, потому что вы согласились на ее красоту и соответствующие проклятия.

6. Жениться стоит потому, что семья покажет вам всю ненужность и глупость того, что вы называете своими увлечениями. Вы, наконец, перестанете трястись над дорогими вам предметами и понятиями. Ваша гордынька будет посрамлена бытом, вы увидите всю тщету своего тщеславия, жизнь будет твориться по принципу, провозглашенному Карлсоном: «Пустяки, дело-то житейское». Вот эта победоносность самой жизни в деле вашего спасения не может открыться в одиночестве, когда вы едите себя самого, она возможна только в малой церкви семьи. Вся святая возня семьи будет наглядно посрамлять все, что этой семье не принадлежит, а потому не имеет права на существование.

7. Семья научит вас созерцанию, то есть сердечному любованию. Ангелы станут вам улыбаться через улыбки вашей супруги и ваших детей. Праздник станет узлом жизни и отчасти трапезой Господней.

8. Семья расширит ваши телесные и духовные границы уютом, обжитостью мира, нуждой преображать и благословлять все вокруг беспрестанно. И только семья создает для вас эти искренние поводы.

9. Семья накладывает на вас статусные послушания: вам надлежит быть романтичным мужем, добрым отцом и, во временной перспективе, бесшабашным дедом. Это сравнимо с тем, что один монах вынужден в монастыре петь на клиросе, писать иконы, переводить святых отцов с древних языков, только в семье «иконы, песни и книги» — живые, кричат, плачут, просят есть и писаются.

10. Смысл семьи — спасение влюбленных друг в друга супругов, но если в семье появятся дети, то они — тот райский огонь, вокруг которого согреваются израненные внешним миром души взрослых, который снимает все житейские проблемы присутствием Христа.

М. Бакулин
В ропоте заложено проклятие. Когда человек ропщет, это всё равно что он проклинает самого себя, и вслед за этим на него нисходит гнев Божий. В Эпире я познакомился с двумя крестьянами. У одного была семья и два небольших участка земли, и он с доверием полагался на Бога. Работал столько, сколько мог, без излишней душевной тревоги. «Что успею, то сделаю», — говорил он. Иногда он не успевал вовремя собрать сено, и оно сгнивало под дождём, иногда ветер разбрасывал стога. Но он всегда говорил: «Слава Тебе, Боже!» — и у него всё складывалось благополучно.
Другой крестьянин имел много земли, коров и прочего. Детей у него не было. Если его спрашивали: «Как дела?» — он отвечал: «Лучше не спрашивай». Этот человек никогда не говорил: «Слава Тебе, Боже», а постоянно брюзжал и роптал. И что же? То у него погибала корова, то случалась какая-нибудь другая неприятность, а затем что-то ещё… Казалось бы, у него было всё, но благополучия он так и не достиг.

Вы читаете отрывок из четвёртого тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Семейная жизнь". М, Орфограф, 2021, стр.160
"Если вы хотите что-нибудь в области нашей христианской веры знать толком — возьмите Евангелие и читайте. Причем я настоятельно скажу: не отмечайте все места, которые вас обличают: Боже мой, никакой надежды нет — я такая, я сякой, я такой, я этакий! — а ищите те места, от которых загорается ваше сердце, светлеет ум, поднимается волна энергии в воле и в теле, и скажите: вот это, что сказал или сделал Христос, мне понятно, мы с Ним заодно, Он на меня похож, я на Него в этом похож; и это — крупица того, чем я должен быть перед Богом. Я могу грешить против всего остального, против этого я не могу согрешить потому что это значит отрицать мое единство уже существующее со Христом. Это первое, что я скажу: читать Евангелие, отмечая то, что нас делает родными Христу и держаться этого в жизни".
Митрополит Антоний Сурожский
Бог — моя слава, моё богатство и моя похвала. Бог — величайшая сладость и сильнейшее наслаждение из всех существующих. Бог — Тот, к Кому направлены мои мысли, Бог — моё утешение. Моя душа создана дыханием Его.
Тело моё создано Им. Весь я — целиком Его образ. Благодатью Его я принадлежу к Его роду. Благодаря Ему я существую, двигаюсь, дышу и говорю. Каждодневно обращаю свой дух к Богу во все часы, к Нему возношу свои молитвы. Для Бога я живу, работаю и существую.
Я благодарен Богу, великому, могущественному, живому, подателю благ, соработнику, делающему добро совершенным. Я доверяю Богу, Который всё видит, исповедую Его, храню Его заповеди, от Него обогащаюсь духовно. Признаю Его, как страшного Судию всего, что я совершил, но в то же время признаю Его милосердным и прощающим, полным сострадания и благодати. Я провозглашаю, что Он — Спаситель и Избавитель, мой Господь.
Признаю, что Он — начало всего, что Он Тот, кто подарил нам все блага. Верую твёрдо, что Он — Бог промышляющий и пекущийся. Признаю, что Он всемудр, что Он всё знает: будущее, настоящее и прошлое. Воспеваю, прославляю, благословляю и возвеличиваю Бога доброго, святого и праведного. Поклоняюсь Богу, Который любит людей и служу Ему.
Я и верую в Бога благодаря Богу.
На Бога надеюсь я. Ему вручаю надежду на своё спасение. Бога, любви источник, люблю я и жажду Его всем своим существом. Когда обращаюсь к Богу, моя душа обретает мир. Когда мой разум возносится к Нему, у Него он находит покой. Моё сердце очень сильно желает Бога. Исповедую Единого Трисиянного Бога, Триипостасное Божество. Провозглашаю Единое Божество Безначальное, не имеющее начала и конца, вечное, простое, сверхсущностное и нераздельное, Божество, Которое одновременно Единица и Троица, совершенная Монада и совершенная Триада.
Верую и исповедую, что Бог наш — совершенная Монада по единой сущности Лиц и совершенная Троица по ипостасям. Ибо одно Божество Отец, Сын и Святой Дух, одна сила, одно устроение и одно поклонение — Троице Единосущной. Ибо одна природа и сущность Отца, Сына и Святого Духа.
Это я исповедую, в это верую, это провозглашаю и прославляю.
Святитель Нектарий Эгинский
20 УДИВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ О МОИСЕЕ - ПРОРОКЕ И БОГОВИДЦЕ
Пророк и Боговидец Моисей — величайшая фигура Ветхого Завета. Освободитель, лидер, законодатель и первопроходец..

Будущий вождь Израиля пробирался сквозь неверие своих соплеменников и тернии собственных комплексов, он ждал годами и совершал роковые ошибки.

1. Моисей был первым оставленным ребенком, упомянутым в Библии. Благочестивые родители Моисея спрятали его на три месяца, чтобы защитить от смертельного египетского указа, в котором говорилось, что всех мужчин-евреев нужно убить. Когда они больше не могли его скрывать, они посадили его в корзину и отправили по реке Нил в неизвестность (Исх.2: 3).

2. Имя Моисей происходит от еврейского имени Моше, которое скорее всего, происходит от египетского «мес», означающего «сын», но также может означать «доставать» на иврите (в контексте возможно «из воды»).

3. Дочь фараона заплатила матери Моисея, чтобы та вскормила его после того, как принцесса спасла его из реки (Исход 2: 8-9)

4. Моисей был самым младшим в семье. У него была старшая сестра Мириам и старший брат Аарон.

5. Моисей был беглым преступником, убийцей. Увидев египтянина, избивающего раба-еврея, Моисей вмешался и убил египтянина (Исход 2:12). Чтобы скрыть свое преступление, он похоронил свою жертву в песке, а потом убежал из Египта, скрываясь от наказания.

6. Моисей работал наемным пастухом. Он бежал в пустыню Мадиам, где он встретил Сепфору, дочь богатого пастуха и «священника Мадиамского» (не еврея), и начал работать на ее отца Иофора. Он женился на Сепфоре и она родила ему двух сыновей.

7. Во время события с пылающим кустом (неопалимая купина) Моисей дал Богу пять несуразных и несостоятельных оправданий в том, почему он не может быть избавителем Израиля (Исх. 3:4). Неудивительно, что Бог их все отверг. Из этого случая видно, что Моисей полностью разуверился в себе и считал себя непригодным ни для какого Божьего дела.

8. Моисей, вероятно, заикался и стеснялся говорить «на людях». В Исходе 4:10 он говорит «...о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен».

9. Когда Моисей продолжал настаивать, что он не может представлять Израиль перед фараоном, Бог разрешил старшему брату Аарону говорить за него. Фактически Моисей "шептал" Аарону, а тот уже провозглашал громогласно перед фараоном и людьми (был его пророком). Однако впоследствии Моисей всегда был впереди и в центре событий, а Аарон всегда на втором плане.

10. Он был нетипичный восьмидесятилетний. Моисею было 80 лет, когда он вывел народ Израиля из Египта. Сегодня большинство людей, которые имеют его возраст, будут скорее всего дремать на своих качающихся стульях, но не Моисей. Его первые 40 лет при дворе фараона подготовили его к руководству, а последующие 40 лет дали ему знания о пустыне, через которую он и израильтяне пойдут. Моисей был полностью подготовлен к миссии Бога в возрасте 80 лет; лучшее было еще впереди.

11. Моисей был удивительным дрессировщиком змей. Трижды во время пребывания в должности лидера он использовал змей, чтобы продемонстрировать Божью силу. В первый раз, когда Бог превратил посох Моисея в змею, Он так напугал его, что тот дал стрекача - "Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него" (Исход 4:3).

12. Моисей имел проказу. Недолго. Продемонстрировав Свою силу, превратив посох Моисея в змею, Бог сказал Моисею положить руку за пазуху. Когда он вытащил ее, его рука была покрыта проказой. К счастью, Бог исцелил неизлечимую болезнь почти сразу (Исход 4: 6-7).

13. Вероятно для безопасности своей семьи и понимания собственной неспособности хорошо заботиться о них, организуя самый большой исход в истории человечества, Моисей отправил свою жену и сыновей обратно в дом своего тестя. Они воссоединились после исхода, когда израильтяне расположились лагерем у основания горы Синай (Исход 18:7).

14. Моисей был композитором. Или, точнее, он был песенником. После того, как дети Израиля пересекли Красное море по суше, воды сомкнулись, утопив непобедимую египетскую армию, чтобы отпраздновать спасение, Бог дал Моисею песню и указание записать ее и научить ей собрание. Она стала известна как «Песнь Моисея» (Вт. 32).

15. Моисей не писал Десять Заповедей, это сделал Бог. «И сказал Господь Моисею: приди ко мне на гору и оставайся здесь, и Я дам тебе скрижали с законом и заповедями, которые я написал для их наставления» (Исход 24:12). Однако Моисей переписал закон, данный ему Богом, в Пятикнижие, первые пять книг Ветхого Завета. (Исход 24:4).

16. Моисей видел Бога. Вместе с братом Аароном, племянниками Надавом и Авиудом и семидесятью старейшинами Израиля на горе Синай. «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили» (Исх 24: 9-11).

17. Моисей был необычайно скромным. Бог признал его «...кротчайший из всех людей на земле» (Числа 12:3).

18. Моисей прожил 120 лет. Его долгую и разнообразную жизнь можно разделить на три части, по 40 лет. Первый период, как сын египетского фараона, второй как пастух, а третий - великий лидер Израиля. На момент его смерти у него все еще было прекрасное зрение и невероятная сила (Вт. 34:7).

19. Моисей знал заранее день своей смерти (Вт. 31:14). Бог поручил ему поставить Иисуса Навина, как замену себе, а затем подняться на гору Нево. Там он показал ему Землю Обетованную, и там он умер.

20. Бог похоронил Моисея на горе, а его могила так и не была найдена. Все, что мы знаем, это то, что где-то в долине Моава лежат кости одного из величайших героев веры. (Вт. 34:5-6).
Вы как будто огорчаетесь, что годы уходят, Вы не устроены. Это все от мира сего и от князя его. Он Вас путает. Ваши мысли путает, внушает всякие опасения и лжет, и лжет без конца и этим выдает себя во всех областях.

В чем суть христианства? — В том, что всемогущий, всеведущий Творец Вселенной так любит и жалеет человека, так заботится о нем и его спасении, что отдал Сына Своего Единородного на позор, крест, смерть. Не только о человечестве в целом, но и о каждом человеке в отдельности заботится Господь, ежеминутно держит его в Своей руке, защищает его от враг невидимых и видимых, вразумляет и через людей, и книги, и обстоятельства жизненные. Если необходимо наказать человека для вразумления и ограждения от большей беды, то наказывает с милостью, а потом, если человек может без вреда принять, награждает сугубо, как бы жалея, что наказал. У кого открылось несколько внутреннее зрение, тот видит это удивительное промышление Божие о человеке и в великом, и в малом. Да и в самом деле: если Бог ради человека принес в жертву самое дорогое — Сына Своего, то как может пожалеть чего-либо, ибо и вся вселенная — ничто перед этой жертвой. Не жалеет Господь ничего, особенно для тех, кто стремится к Нему, кто старается исполнить Его слово, кто сокрушается сердцем о каждом сделанном грехе, как о нарушении Его воли, как бы невнимании к Нему, неблагодарности и нелюбви к Нему.

«Грядущего ко Мне не изжену вон». Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней.

Вот почему не бойтесь будущего. «С нами Бог» сегодня и завтра и во веки. Бойтесь только оскорбить его каким-либо грехом. Если по немощи впадем во что-либо неладное, покаемся, и Господь простит нас, не нужно только сознательно выбирать зло (грех), оправдывать себя, роптать на Бога. Не бойтесь ничего. Дерзайте, возложите все Ваши скорби, недоумения, опасения, обиды от бесов и людей на Господа, и Он хочет и знает как освободить Вас от них, когда это будет полезно Вам.

Не верьте себе и людям. Верьте Слову Божию, Евангелию. Жизнью, опытом изучайте Евангелие. Жизнь во Христе даст Вам такую полноту, такое разумение всего, радость духовную, твердость, — что жизнь мирских людей покажется (как она и есть на деле) ничтожной, неинтересной, бедной, жалкой, суетной, преисполненной мелких дрязг, неприятностей, а часто и великих скорбей. Вы счастливы. Берегите это счастье. Благодарите за это Бога , и Он за благодарность усугубит, многократно увеличит Свою милость, сколько Вы можете понести. Сие да буди! Да хранит Вас Господь и благословит!

Игумен Никон (Воробьёв)
Знаете ли вы, дорогие читатели, что среди многочисленного сонма святых, прославленных Русской Православной Церковью, есть некая благочестивая подвижница, которую во всем мире христиане почитают покровительницей музыки?
Конечно же, имеется ввиду музыка в высоком понимании ее значения. То есть та музыка, которая возвышает дух человека и помогает нашей душе стать чище и благороднее, а не те бессмысленные песенки, которые так часто нам приходится ныне слышать с эстрадной сцены.

Эта удивительная девушка жила в Риме. Она родилась в те годы, когда в столице некогда могущественной Империи царил невиданный упадок нравственности. Чистота и невинность в глазах язычников выглядели чуть ли не кощунственно, а поклонение Триединому Богу считалось глумлением над их бесовскими идолами, веками помогавшими жителям Рима слепо шествовать в преисподнюю.
Эту благочестивую праведницу звали Цецилией. Она происходила из знатного и весьма уважаемого рода. В России впоследствии ее стали именовать Кекилией из-за того, что латинская буква «С», с которой начинается имя этой христианки, в русском языке может читаться и как «Ц», и как «К».
В переводе ее имя означает «невидящая» - то есть «слепая».
О Христианском Учении девушка узнала еще в ранние годы. С той поры в ее кротком сердце зародилось желание всецело посвятить себя Господу и безраздельно быть преданной Ему. Потому Цецилия тайно дала обет безбрачия.

Когда она вошла в возраст, она, разумеется, призналась о том родителям, но те и слушать ее не захотели: запретили дочери одевать скромную одежду, заставили ее делать замысловатые прически и носить дорогие украшения, а в скором времени насильно обручили ее с одним знатным юношей, тоже очень богатым, и определили день свадьбы. Жениха звали Валерианом.
Дни проходили быстро, и день свадьбы Цецилии неотвратимо приближался. Но даже и во время суетной подготовки к этому пышному торжеству, невеста не переставала молить Вседержителя об исполнении горячего желания ее сердца, коим являлось сохранение телесной чистоты. Она непрестанно повторяла слова 118-го псалма: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился».
Нужно сказать, что эта девушка очень любила Книгу Псалмов. Она находила в ней выражение всех своих чувств, которые не могла разделить с близкими, и они всегда помогали ей в трудную минуту. Об удивительной силе Давидовых песнопений ей рассказал епископ Урван, проповеди которого она слушала на тайных христианских собраниях. А поскольку Цецилия к тому же прекрасно играла на кифаре и гидравлосе (предшественнике органа), она, подобно святому псалмопевцу Давиду, часто воспевала эти священные стихи в сопровождении музыкальных инструментов.

И вот наступил день свадьбы. Сидя на почетном месте за трапезой, девушка все также неотступно призывала Создателя на помощь. Она умоляла Его послать ей Ангела для защиты и охранения ее целомудрия, поскольку давно уже дала обет Небесному Жениху.
Когда молодые супруги вошли в брачные покои, Цецилия, к своей великой радости, увидела там Божиего Посланника… Ангел стоял у брачного ложа, и лик его был настолько невыразимо суров, что девушка от неожиданности даже вскрикнула.
Удивленный жених спросил у нее, что случилось.
Цецилия указала ему на Ангела. Однако Валериан, будучи язычником, не мог видеть святых небожителей, предстающих взору только очень-очень чистых сердцем подвижников, живущих по тем же заповедям и уставам Вседержителя, что и они сами. Потому юноша, не понимая, что происходит, ужасно растерялся.
Он не был фанатичным идолопоклонником. Его душа, хоть и не знала Истинного Создателя, все же неведомого для него самого всегда стремилась к иному миру – гораздо более духовному и справедливому, чем то общество, в котором он вращался. Поэтому, поколебавшись некоторое время, Валериан осторожно спросил у невесты, почему же он сам не может увидеть Посланника Божиего?

Цецилия объяснила, что для этого нужно отречься от идолов и искренне захотеть стать христианином. Она посоветовала юноше обратиться за разъяснениями к епископу Урвану – благочестивому подвижнику, долгое время скрывавшемуся от гонителей в пещерах.
По совету девушки ее супруг пошел искать епископа в указанном Цецилией месте. По дороге он встретил нищих, и те привели его к священнику. Они хорошо знали добродетельную Цецилию, много раз подававшую им щедрую милостыню.
Епископ был прозорлив. Завидев издали шествующего к нему Валериана, он возрадовался и, упав на колени, горячо возблагодарил Господа за то, что Он через рабу Свою Цецилию отвратил от служения демонам еще одну языческую душу.
Во время беседы Урвана с юношей произошло дивное событие.
Пещера, в которой скрывался епископ, внезапно озарилась лучистым светом, и их взору предстал блистающий муж в светлых одеяниях. В руках он держал раскрытое Писание.
Встав перед изумленным Валерианом, тот муж попросил его прочесть записанные в Писании слова: «Один Господь, одна Вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:5-6).

Когда Валериан прочел это, то сердце его преисполнилось невероятного трепета, и он воскликнул: «Во истину, это самые правдивые слова!» Светозарный муж тотчас стал невидим.
В тот день юноша принял Святое Крещение.
Вернувшись домой, он обнаружил Цецилию в ее покоях.
Его обручница молилась, а рядом с нею стоял Небесный Ангел, который уже не был преисполнен суровости, а, напротив, с превеликой ласкою взирал на новообращенного христианина. В руках Ангел держал два благоухающих венка, сплетенных из алых роз и белоснежных лилий.
Эти венки он возложил на головы супругов, после чего торжественно произнес: «Господь послал меня к вам с этими венками, сплетенными из райских цветов. Они никогда не увянут, и никто не сможет увидеть их, кроме чистых сердцем подвижников. Храните венцы эти и пребывайте в целомудренной чистоте, - тогда Всемилостивейший Господь исполнит всякое ваше желание!»
Услышав речь Ангела, Валериан тотчас воскликнул: «У меня есть заветное желание! Я всей душой хочу освободить от власти сатаны моего любимого брата Тивуртия, не ведущего Бога! Как бы я хотел, чтобы и он принял Христа в свое сердце и с радостью служил бы Ему!»
Ангел очень обрадовался этим словам. Он сказал: «Да будет так! Твое желание угодно Богу, и твой старший брат Тивуртий скоро примет Святое Крещение!» И Ангел исчез.
Прошло некоторое время, и как-тот раз навестить молодых супругов зашел брат Валериана Тивуртий.
Обнявшись с родными, гость вдруг удивленно произнес: «Не понимаю! Я весьма отчетливо ощущаю здесь благоухание лилий и роз, будто бы они находятся прямо перед моим лицом, но я не вижу ни одного цветка поблизости!»
Тогда Валериан объяснил брату, в чем дело. Он рассказал Тивуртию, что душа его, всегда стремящаяся к своему Незримому Создателю, действительно, обоняет райское благоухание, исходящее из чертогов Всеведущего Творца, однако глаза язычника не видят небесных творений, потому что затуманены мерзким идолопоклонством.
Эти слова глубоко поразили Тивуртия, который также, как и его младший брат, не находил духовного удовлетворения в религии римлян, и он стал просить благочестивых супругов поближе познакомить его с Христианской Верой. После нескольких бесед, Тивуртий, отправившись с братом в пещеру к епископу Урвану, принял от старца Святое Крещение, и ему открылись многие тайны мироздания: целую неделю он зрел Божиих Ангелов и беседовал с ними.

Имущество свое братья раздали нуждающимся. Они щедро помогали сиротам и вдовам, кормили и лечили нищих, давали приют странникам и выкупали из темниц заточенных там христиан.
Слух об их деяниях дошел до римского градоначальника Алмаха, и тот призвал Тивуртия и Валериана на суд. Правитель спросил их, для чего они позорят свой знатный род, делаясь подобными всеми отвергнутым христианам? Неужели и они приняли это Учение?
Старший из братьев Тивуртий ответил Алмаху: «Только умалишенные люди могут беззаботно наслаждаться быстротекущей временной жизнью, нисколько не думая о своей будущей участи: пребывать ли им вечно в блаженстве или в мучениях».
Алмах с интересом выслушал юношей, но не внял их наставлениям.
После многих увещеваний и экзекуций, видя непреклонность этих праведников, градоначальник приказал их казнить, а надзирать за казнью он отправил своего верного слугу Максима, который был его постельничим.
Когда мучеников вели к месту казни, Максим поразился их радостному виду. Он недоуменно спросил, отчего братья так веселы, будто бы шествуют не на эшафот, а идут на праздник.

Услышав от святых, что они радуются скорой встречи с Создателем, и что они не сомневаются, что их души, как только освободятся от телесных оков, будут приняты Вседержителем, постельничий просил мучеников дать и ему какое-нибудь знамение, чтобы и он мог уверовать в христианского Бога и надеяться на вечную жизнь в Небесных селениях.
Такое знамение он получил после казни братьев. Максим воочию увидел, как Божии Ангелы приняли их освобожденные от плоти души и на руках вознесли их в Небесные Чертоги. И тогда Максим тоже восславил Имя Спасителя!
Узнав, что его преданный слуга тоже в одночасье стал христианином, Алмах приказал нещадно его избить. Во время этой экзекуции Максим предал душу Господу. Его тело и тела святых мучеников Тивуртия и Валериана забрала Цецилия и с почестями их погребла.

После гибели святых братьев градоначальник поспешил захватить в свою казну оставшееся после них наследство. Однако он опоздал: святая Цецилия успела раздать имущество казненных мучеников бедным.

В ярости Алмах приказал схватить христианку и подвергнуть ее жестоким истязаниям.
Цецилия была спокойна и мужественна. Она сказала собравшимся на ристалище римлянам: «Я не гублю своей цветущей юности, а только меняю ее на лучшее! Я отдаю грязь за золото и глину за драгоценные камни. Земную телесную темницу я меняю на сияющие Небесные Чертоги. Разве плоха такая мена? Желаю такой же и вам».
Разгневанный правитель, видя упорство этой чистой девы, приказал уморить ее в жарко натопленной бане. Однако нестерпимый для обычного человека жар ничуть ей не повредил.
Тогда святую попытались усечь мечом. Однако палач плохо нанес удар, и девушка осталась жива. Она прожила еще три дня, а затем тихо скончалась. Все это время из уст ее не переставали исходить спасительные псалмы. И хотя израненная мученица не имела больше сил аккомпанировать себе на музыкальных инструментах, по Преданию, Божии Ангелы невидимо для людей окружили ее в тот момент и восхвали песнями Творца вместе с ней.

Потому святую Цецилию издревле христиане считают покровительницей воодушевляющей людей музыки и изображают ее на иконах с различными музыкальными инструментами.
Память ее Православная Церковь ежегодно совершает 5 декабря.
Известнейшие европейские композиторы посвящали ей свои произведения. Великий Гендель в 1739 году всего за 8 дней написал в честь этой мученицы оду, а француз Шарль Гуно в память о ней сочинил в 1874 году Торжественную мессу.
Музыканты всегда чтили ее и в нашем Отечестве. Так, фойе Большого зала Московской консерватории с 1901 года украшал внушительных размеров витраж с изображением святой Цецилии Римской. К сожалению, это произведение искусства погибло в дни Великой Отечественной войны, однако в 2010 году оно было воссоздано петербургскими мастерами по сохранившимся эскизам.
Когда мы читаем житие какого-либо святого, например преподобного Сергия Радонежского, тогда мы омываемся в его любви к Богу, омываемся в Духе Святом, Который изливался рекой на его жизнь. И поэтому именно с помощью чтения житий святых мы можем подготовиться к нашему молитвенному правилу. Пусть даже вечером у нас совсем немного времени, пусть даже мы посвящаем чтению всего десять-пятнадцать минут, от этого наша душа умиротворяется и приготовляется к тому, чтобы встретиться с Господом в молитве.

Из беседы игумении Домники с сестрами
«Не жалей о том, что прошло – ни о плохом, ни о хорошем. Живи сейчас. Даже если немало дров наломал, ты ещё жив, ты ещё здесь, ты еще многих можешь сделать счастливыми, многих утешить. О них думай, на них смотри. Во все глаза смотри на то, что есть, отпуская то, что было. Не проморгай того, что теперь, что близко дыханием и взглядом. То живое, что рядом – более право, чем всё прекрасное и вожделенное в прошлом или будущем. Для прошлого – тихая грусть, для грядущего – озорное и нетерпеливое любопытство, для тех, кто рядом – объятия и поцелуи, и море нежности, которое плещется только в настоящем».

Архимандрит Савва (Мажуко)
Есть такой святой, который помогает от бессонницы. Его имя — Иринарх Затворник. Он был удивительным подвижником.

Однажды святой отдал страннику свои сапоги и с тех пор испросил у Бога способность ходить на морозе босиком. Одежду тоже носил самую ветхую. Желая принять большие труды ради Христа, стал носить вериги. Он носил на теле 130 железных крестов и две железные цепи, каждая из которых была длинной в шесть метров.

Святой проводил ночь в молитве, а днем шил облачения для монахов. Вырученные средства раздавал нищим.

Святой особенно прославился в годы Смуты. Он предсказал захват Москвы поляками. Ему было открыта и победа ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Святой отправил князю Пожарскому просфору со словами «Ступай в Москву - увидите Славу Божию».

Молитвы, обращенные к Ростовскому затворнику Иринарху помогают верующим обрести внутренние силы, восстановить сон, укрепиться в вере, направить близких на богоугодный путь, обрести смирение и покаяние.
ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО

О ПОСТОЯНСТВЕ В МОЛИТВЕ
Нередко на словах и в письмах просят меня научить молиться. Первое, что отвечаю на эту просьбу, это необходимость постоянства в молитве. Есть очень много людей, которые вспоминают о молитве к Богу, когда Он посетит их каким-либо несчастьем, либо тяжелой скорбью, а обычно вовсе не молятся Ему. Такие молитвы вряд ли бывают услышаны Богом.

У древних римлян была мудрая пословица: непрестанно каплющая капля долбит камень.

Только непрестанная, как падение капель, молитва смягчает оледеневшие без молитвы сердца.

Просящим меня научить молитве я даю два важнейших совета: быть постоянными в молитве, не оставлять без нее ни одного дня жизни и быть глубоко внимательными к каждому слову молитвы. Не подражать сектантам, которые в гордости своей презирают молитвы великих святых и сочиняют свои шаблонные, весьма мало духовые молитвы.

Диавол и ангелы его всеми силами стараются отвлечь наше внимание от глубоких и благодатных слов церковных молитв, написанных святыми людьми. Они настойчиво и ловко отвлекают наш ум куда-либо в сторону, особенно тогда, когда слова молитвы относятся к ним самим, когда просим у Бога защиты от них, окаянных. Защитить от этих их козней нас может только глубокое внимание при чтении церковных молитв. Это гораздо труднее при чтении молитв наизусть, чем при чтении их по молитвеннику.

Очень важно выработать привычку ловить себя на каждом отвлечении внимания и снова прочитывать те слова, от которых бесам удалось отвлечь наше внимание. Легче всего достигнуть этого ежедневной молитвой Иисусовой, по четкам повторяемой не менее ста раз: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (или грешную)».

В конце каждой молитвы при словах: «помилуй мя, грешного» вы должны вспоминать самый тяжелый и скверный свой грех, и когда укрепитесь в этой привычке, постепенно научитесь вспоминать и все другие грехи.

Каждая из сотни Иисусовых молитв будет долбить ваше сердце подобно тому, как непрестанно падающая капля воды долбит камень – и умягчится, и согреется холодное сердце ваше великой Иисусовой молитвой.

Таково же будет действие и других великих молитв, особенно молитвы преподобного Ефрема Сирина, читаемой, к сожалению, только Великим постом.

Благодатно воздействуют на вас святые слова этой молитвы при частом повторении ее: привыкнете чувствовать отвращение к тем порокам, о которых говорит Ефрем Сирии, прося Бога избавить его от них – к духу праздности, празднословия, к осуждению ближних; привыкнете просить у Бога добродетелей целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви и памяти о своих согрешениях. Вот то, что отвечаю я людям, просящим научить их молиться.

Но недостаточно, конечно, одних усердных молитв для того, чтобы стать храмом Духа Божия, чтобы стать близким и даже другом Господа нашего Иисуса Христа.

Надо исполнять и все великие заповеди Христовы, и прежде всего заповеди о любви и милосердии к ближним.

Об этом пришлось бы говорить очень много, повторяя не раз сказанное вам прежде.

Скажу только о том, как преображаются сердца тех блаженных, которые тверды и постоянны в молитвах и добрых делах. Скажу, что каждое доброе дело оставляет больший или меньший след в сердце совершившего его.

Даже низкий поклон нищего, получившего милостыню из рук твоих, несомненно оставит след в твоем сердце. И эти следы, все чаще и чаще остающиеся в сердце творящего добро, будут действовать на него, подобно непрестанно капающей и долбящей камень капле. Они будут смягчать творящее добро сердце и очищать его, очищать и благодатно изменять. И чем больше добрых дел будешь ты совершать, тем все выше и выше будет возноситься твой бессмертный дух от земной грязи и неправды к небесам, в которых царит всесовершенная и абсолютная Божия правда.

Будешь подниматься все выше и выше от земли и дышать все более и более чистым воздухом небес, будешь все больше и больше приближаться к Богу.

А когда кончится земной путь твой, то смерть будет не отрадна, а радостна, ибо будет только переходом к вечному блаженству.

Сего да сподобит всех нас Триединый и Всесвятый Великий Бог наш!

Аминь.

1957 г.
Дело было в одном небольшом грузинском городе. У кирпичного здания роддома стояли группками несколько мужчин – ждали новостей из родильных палат. Старик Бидзина готовился стать дедушкой в первый раз и нервничал больше своего сына Бадри. Тот с утра выкурил уже пятую сигарету и постоянно теребил початую пачку в руках, бросая нетерпеливые взгляды на окна третьего этажа. Видеть снизу он ничего не мог, но все пытался подсечь неуловимый момент – рождение сына. Трое друзей Бадри, как могли, пытались разрядить ситуацию, рассказывали что-то, не относящееся к делу.

Стояли они так уже часа два и нервы были на пределе.
И вот наконец запиликал мобильник Бадри. Заранее подогретая подношениями медсестра сообщила долгожданное:
– У вас мальчик!
Бадри подпрыгнул на месте и издал неповторимый клич индейца. Потом кинулся обнимать отца:
– Твоим именем назову! Бидзина! Я так загадал!
Друзья загоготали, полезли с поцелуями и принялись дергать счастливого отца за внушительные уши.
Дедушка был тронут и утирал скупые мужские слезы. Ради таких моментов стоит жить!
Вся компания тут же отправилась в ближайший магазин за шампанским и одноразовыми стаканчиками. Продолжатель рода – это вам не хаханьки!
Среди тостов, смеха и восторгов снова зазвонил телефон. На этот раз звонил сам врач, принимавший роды. Деловым и слегка напряженным тоном он сказал:
– Мои поздравления, уважаемый! Зайдите ко мне, пожалуйста!
Через десять минут Бадри и Бидзина сидели у него в кабинете.
Врач еще не успел снять голубой халат:
– У вашего мальчика врожденная патология. В моей практике такое впервые. Над правым глазом не хватает куска лобной кости.
Отец с сыном переглянулись.
– Как нет лобной кости? – помрачнел Бадри. – Куда же она делась?
– Так, – врач развел руками. – Там отверстие. Будто кто-то вырезал.
Новоиспеченный папаша потребовал убедиться лично в таком неслыханном обстоятельстве.
Втроем пошли смотреть на малыша. Бидзина II тихо лежал под кварцевой лампой и вполне осмысленно таращил карие глазки на окружающий его мир. На лбу у малыша нежная кожица, действительно, поднималась и опускалась в ритм дыхания. При выдохе были отчетливо видны края странной окружности размером с железный лар.
Новая проблема заявила о себе устами завотделением:
– Вам надо срочно искать возможность вывезти ребенка за границу. У нас такие операции не делают.
Бадри побежал обзванивать друзей. Бидзина, отправился домой пешком. Хотелось побыть одному.

* * *
Хаос в голове постепенно улегся и сложился в причудливый, но четкий узор.
В далеком 82-ом году Бидзине было 26 лет – возраст расцвета сил и множества планов, которые так хочется воплотить в жизнь как можно скорее. А какие мечты без денег? Правильно, несбыточные. И Бидзина поехал в Сибирь на лесоповал. Из его Дедоплисцкаро так несколько человек съездили и вернулись с машинами и при хрустящих рублях.
План был такой: повкалывать годик-другой и приехать с триумфом.
Но, видимо, звезды зажглись не в той последовательности, и вместо триумфа вышел казус. Начиналось все согласно неписаному плану. Бригада лесорубов подобралась хорошая. Люди разных национальностей, но примерно, одного возраста, отслужившие армию. Только стали ребята подмечать одну ритмично-повторяющуюся пакость. Бригадир Василий мухлюет с зарплатой: то один меньше предполагаемого получит, то другой. А работают, вроде, все одинаково, не филонят. Тут еще кто-то из ребят случайно заметил, как бригадир куда-то перевод на большую сумму из поселковой почты отправлял. Сопоставили все факты и решили устроить ему темную, чтобы мозги на место встали. Нехорошо воровать, тем более у своих. Последнее это дело.
Хотели просто побить, но в драке что-то вступило Бидзине в голову. Схватил он железный лом и залепил Василию в лоб. Тот рухнул в снег.
Сколько лет прошло, а до сих пор перед глазами иногда встает эта сцена. Белый снег моментально стал красным, будто кто переспевший гранат раздавил. Куда только вся злость подевалась. Бидзина бросил лом и помчался в чащу леса. Остальные тоже кинулись врассыпную. За групповуху, решили, дадут на полную катушку.
Долгое время Бидзина прятался по селам, сочинил легенду про ограбление в дороге. Потом всеми правдами и неправдами вернулся в Грузию и жил тише воды ниже травы. Постепенно страх разоблачения отпустил его. Он женился и зажил обычной неприметной жизнью. О Сибири старался не вспоминать. Будто там никогда и не был.

И вот спустя 35 лет это неожиданное напоминание о похороненном прошлом аукнулось так страшно. Как тут не вспомнить изречение: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Надо же, чтобы в поговорке был такой конкретный смысл.

Потом резко ускорил шаг и почти побежал к своему корпусу.
Дома, застав жену в слезах, ни слова не говоря, бросился к своему ящику, где хранил разные нужные бумаги, и начал перерывать его содержимое.
– Совсем сдурел на старости лет... – неслось из-за спины. – Нет, чтобы сесть и обсудить по-человечески, что делать с ребенком, так он роется в старом хламе.
Бидзина не реагировал. Он методично просматривал старые письма и записные книжки. Не скажешь ведь жене, что малыш страдает из-за деда. Сразу в сумасшедшие запишет: «Сходи, – скажет, – к врачу, пока не поздно».
И нашел все-таки, что искал. Маленькую ниточку к прошлому – тульский телефон одного из бригадников – Игоря.

Набрал номер и минут пять втолковывал Игорю, кто с ним говорит. Еле вспомнил тот Бидзину-грузина, с котором давным-давно валил лес на Енисее.
Бидзина спросил, как бы невзначай, слыша ритм сердца в ушах:
– Не знаешь, как там Василий?
– Его увезли тогда вертолетом. Залатали дырку в башке, и сейчас он живет где-то в Гомеле.
– Умоляю, как брата прошу, достань мне его адрес. За мной не пропадет!
Жена Иамзе восприняла последнюю фразу как своеобразный «фас» – раскричалась да еще в конце на русский перешла:
– Мало мне тбилисских бездельников-выпивох, ему еще надо со всего бывшего Союза босяков собрать. Нет, чтобы о жене подумать. Хотя когда ты обо мне думал?!
Бидзина распрощался с другом и дал волю гневу. Ох, уж эти женщины! Ангела из себя выведут, не то что грешного человека.
Следующий день Бидзина провел как на горячей сковородке. Сын по второму кругу обзванивал друзей, и опять-таки никто не мог сказать ничего утешительного. Срочно надо было искать огромные деньги для операции за границей.

Вечером Бидзина все-таки нашел нужный адрес в Гомеле. Взял тайком кольца жены, заложил в ломбард и на другой же день вылетел в Минск (благо, между Грузией и Белоруссией нет проблем с визами). С собой Бидзина захватил дедовскую бурку, которую берег для особо ответственных случаев. В подарок Василию. Лишь бы простил. (Нужна ли белорусу бурка – этот вопрос он даже не рассматривал. Когда в голове пожар, тут не до логических измышлений). Про то, что кричала вслед жена, старался дорогой не вспоминать. Только твердил в уме:
– Господи, хоть бы он меня простил!
А с женой потом как-нибудь само собой утрясется.
Василий, совершенно седой, но еще крепкий мужик, чуть дар речи не потерял, когда увидел Бидзину на пороге, с буркой за плечами и чуть не плачущего:
– Только прости меня! – Перескакивая с пятого на десятое, незваный гость принялся рассказывать про новорожденного внука.
Разговор в итоге мирно перерос в распитие привезенного из Грузии Киндзмараули...
На другой день Бидзина позвонил в Тбилиси узнать, как дела.
– У нас хорошая новость! – кричал сын. – Мы нашли врача здесь, на месте, и операцию сможем потянуть своими силами!
Потом вдруг спросил:
– И чего тебя понесло в эту Белоруссию? Мама ругается, сил нет.
Бидзина повесил трубку. Есть вещи, о которых лучше сыну не знать. Гордости за родителя они явно не прибавят.

Автор: Мария Сараджишвили
Некая женщина, очень известная в Риме, принесла просфоры к Божественному алтарю, когда Божественную литургию совершал сам святейший папа Григорий Двоеслов. И вот, когда он преподавал людям Божественное причастие, приступила и женщина та причаститься Святых Тайн. Но когда услышала слова Григория: «Преподается животворящее тело Господа нашего Иисуса Христа», то засмеялась. Тогда папа Григорий задержав свою руку, спросил ее о причине смеха.
-Мне странно, владыка,- ответила она на это,- что хлеб, который я испекла из муки своими руками, ты называешь Телом Христовым.
Святой помолился Богу, и тотчас же хлеб, по виду своему, преложился в действительное человеческое тело. И это окровавленное человеческое мясо видели не только женщина та, но и присутствовавшие в церкви люди и прославляли Христа Бога и еще более утверждались в вере. После того святой папа снова помолился, и вид тела человеческого претворился опять в хлеб. Тогда женщина та причастилась с великим страхом и твердою верою, приняв хлеб, как тело Христово, а вино-как кровь Христову.

Автор: Святитель Дмитрий Ростовский
Как мама преподобного Паисия Святогорца помогла ему понять в чём глубочайший смысл жизни

— Геронда, Ваша мама была очень чутким человеком, любила Вас. Как же она с самых пелёнок воспитывала вас в строгости?
— С младых ногтей человеку можно помочь в том, чтобы постичь глубочайший смысл жизни и радоваться по-настоящему.
Когда я был маленьким и бегал с ребятами наперегонки, то оставлял их позади. Они не давали мне бегать, прогоняли меня, дразнили эмигрантиком, беженцем*.

*Преподобный Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года в греческом селении Фарасы, в Малой Азии, на территории Турции. Уже через неделю после того как его крестили, в августе 1924 года, все православные греческие жители Малой Азии, в результате поражения Греции в Греко-турецкой войне и по условиям Лозаннского мирного договора были принудительно переселены в Грецию. Всего были выгнаны из своих домов и принудительно переселены более полутора миллионов православных греков. Семья преподобного Паисия, после тяжелых скитаний, получила участок земли в крохотном греческом городке Коница, в горах Эпира, где и вырос Преподобный. Подробно о страданиях этих людей можно прочитать в нашей книге "Житие преподобного Паисия Святогорца".

Я приходил к маме в слезах. «Что ты плачешь?»— спрашивала меня она. «Мне ребята не дают с ними бегать», — отвечал я ей. «Тебе хочется побегать? Вот двор, бегай. Почему ты хочешь бегать на улице? Чтобы на тебя смотрели и говорили „молодец“? В этом есть гордость».
В другой раз мне хотелось играть в мяч, а ребята опять меня прогоняли. Я снова плакал и шёл к маме. «Что случилось, почему ты опять плачешь?» — спрашивала меня она. «Ребята не дают мне играть в мяч!» — говорил я. «Двор у нас большой, мячик у тебя есть, играй здесь. Что, хочешь, чтобы на тебя смотрели и любовались? В этом есть гордость».
И тогда я подумал, что мама права. И потихоньку мне расхотелось и бегать, и играть в мячик, чтобы меня видели, потому что я понял, что в этом есть гордость.
«И правда, — думал я, — какая же всё это чепуха! Мама права». И после, видя, как другие дети носятся, бьют по мячу и хвалятся этим, я не очень переживал. Я смеялся и говорил: «Ну чего вытворяют?» — а сам был тогда маленьким: в третий класс начальной школы ходил.
Потом я жил естественной жизнью. И сейчас, если меня спросят: «Что выберешь: подняться в августе месяце босиком по колючкам на вершину Афона или же поехать на какое-нибудь торжество, где тебя облачат в мантию и осыпят почестями?» — то я скажу, что предпочитаю босиком подняться на Афон. Не от смирения, а просто оттого, что мне это по душе.
Всегда просите Бога обо всем, что вам надо, не смущайтесь мыслью, что недостойно Его воссылать молитвы о повседневных нуждах. Как малые дети, простирайте к Богу руки, всегда просите обо всем без смущения, просите то, что нужно вам, с детским доверием, ожидая помощи во всем, что не противно воле Божией.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
У беса есть три адских пятна, которыми старается он запятнать наше сердце. Чтобы бояться этого, нужно представлять картину, как падают на нас они и как, с помощью Божией, изглаживаются.

В аду стоит громадная помойка с человеческими грехами – бес помелом брызгает оттуда на людей. Конечно, не в равной степени, но почти на каждого человека попадают адские брызги. Главные из них три. О них упоминает евангелист Иоанн в послании: «Три господствуют в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».

Похоть плоти – всякого рода нечистота. Похоть очей – тщеславие, когда человек тщеславится или все делает напоказ, забывая, что Господу известны все тайны сердечные. Наконец, гордость житейская – гордыня, самовозношение. Подобно тому как мы, чтобы очистить грязь и пятна, берем тряпку или веник, иногда мягкую щетку, иногда жесткую, так и Господь употребляет разные способы очищать сердце человека от адских пятен. На каждое пятно особая щетка. На пятно нечистоты, похоти плоти – болезнь. Человек изнуряется, нечистые пожелания спадают и совсем исчезают. На пятно тщеславия Господь отнимает то, чем человек тщеславится: красотой – отнимается красота, тщеславится талантом – отнимается дарование и т. д. Для пятен гордости употребляет Господь особо жесткую щетку: ставит человека в положение, где его все время укоряют, упрекают, считают за ничто.

Если не понимать, что все способы посылаются Господом, чтобы очистить адские брызги, убелить душу, озолотить ее, то нет возможности терпеливо перенести. Если понимаешь, чувствуешь пользу, благодетельную руку Божию, можно перенести не только терпеливо, но и с радостью.

Господь не перестает пещись о душах, употребляет все, чтобы освободить душу от власти дьявольской, убелить душу, ввести ее в Свое Небесное Царствие. А мы не только не помогаем Господу, но всеми силами противимся, затрудняем дело Божие и увеличиваем тяжесть жизни.

священномученик Серафим (Звездинский)
(7.04.1883–26.08.1937)
90-й Псалом нужно читать, когда человек нуждается в защите и помощи. Прибегайте к нему при тревогах, волнении, страхах и бедах. И знайте, если Бог всё это сказал, это значит, что всё это Он сделает.
Что пообещал, то обязательно исполнит.

«Жuвый в пoмoщu Bышнягo, в кpoвe Бoга Нeбecнаго вoдвopиmся.
Речem Гocподеви: Засmyпник мoй ecu u Пpuбежище мoe, Бoг мoй,
u ynoваю нa Нeгo.
Якo Toй uзбавum mя om сemи лoвчu u оm слoвeсe мяmeжна…»

Речь в крайней строке идёт о той ситуации, когда человека ловят в сети недобрыми словами, клеветой, наушничеством... Это всё — «слoвece мяmeжна».

«Плeщмa Свouма осенum mя, u noд кpuле Eгo нaдeeшися:
opужием обыдem mя uсmuна Eго.
Нe yбouшися оm cmрaха нoщнaго, om cmpелы лemящия вo днu,
om вeщu вo mмe прeхoдящuя, оm cpяща, u бecа полyдeннаго».

Срящ — это опасная встреча. Некое нежданное нападение врагов. Обещается, что человек не yбoится cpяща и бecа пoлудeнного. Чmo mакое «бec полyдeнный»? Особенная тяжесть на человека нападает в полдень. Челoвeка томит или усталость, или тревога, или леность, или беспокойство. В это время на человека идёт атака с особенной силой: на кого-то — обжорство, на кого — уныние, на кого-то — сон. По себе даже можете заметить, что вам тяжелее даётся в полдень.

«Пaдem om cmpаны твoея тыcяща, u mмa oдеcную meбе, к meбе жe
нe пpuближиmcя…»

Страна в данном слyчае — это левая сторона, около котopой тысяча опасностей. А «mма одесную» — это десяmь тыcяч cnpава. Пaдет слeва оm тeбя тыcяча вpaгов, а спpaва — деcять тыcяч опасностей.

Имеется в виду, что слева — грехи мытаря, а справа — фарисея. То есть слева от нас — понятные грехи, а справа — не сразу видимые грехи: тут возомнил о себе, там слукавил, здесь напридумал, тут возмечтал...
И, заметьте, справа находится на порядок больше грехов, и они не так заметны поначалу. Псалом обещает, что, если человек живёт под Покровом Всевышнего, то всего этого он может избежать.

«Обаче очима mвоима смоmриши и воздаяние грешников узриши».

То есть посмотри — и своими глазами увидишь воздаяния грешников.
Это очень злободневная фраза. Она очень актуальна на сегодняшний день.

«Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище mвое».

Был такой толкователь Евангелия Евфимий Зигабен, который говорил, что эти слова «Вышняго положил еси прибежище mвое» нужно читать со знаком вопроса. Ты положил себе прибежище Вышнего?
То есть к кому ты прибегаешь, когда тебе нужна помощь и защита?

Итак, эта строка читается в вопросительной интонацией. Потому что весь дальнейший текст говорит о том, что будет с тобой, если Всевышний станет прибежищем твоим. Прибежище — это последнее пристанище, когда ты находишься в состоянии угрозы. Если ты положился на Господа, что же Он обещает тебе?

«Не приидеm к тебе зло, и рана не приближиmся телеси mвоему…»

Не придёт зло в твой дом. И тело в данном случае — тоже дом. Это храм души.

«Якo Ангeлом Своuм зanовесmь o meбе, сохpaниmи mя вo вceх пymех mвouх.
Нa pyках возмym mя, дa нe кoгдa npеmкнeши o кaмeнь нoгy mвoю…»

O кaмень ногy прeткнуть — это значит споткнуться о Господа. Соблазниться о Христе. Или потерять веру во Христа. Или подумать о Христе что-нибудь неправое.

Камень соблазна и камень преткновения — это всё об Иисусе. Эти слова говорят о том, что ты не споткнёшься об Иисуса, не соблазнишься.

Время идёт, и что нас ожидает впереди? Господь Иисус Христос говорит: «Когда приду, найду ли веру на земле?» Это не значит, что все будут атеистами. Но люди будут верить в Шиву, Брахму, Кришну…
И Иисуса поставят с ними в один ряд. А будет ли настоящая вера? Это большой вопрос. Мир идёт в сторону уменьшения веры, и люди будут соблазняться. Поэтому Господь и говорит: «Блажен, кто не соблазнится о мне».

Люди могут думать: Господь — не Господь? Спасёт — не спасёт? И начнут колебаться умом. А если человек заколебался умом — считай, пропал человек. Апостол Павел пишет: «А кто поколеблется — к тому
не благоволит душа Моя». Поэтому положил руку на плуг и иди вперед, не оглядываясь. Если назад озираешься (а вот там было лучше вроде бы), то такому человеку Господь не благоволит.
Пошёл вперёд — не оборачивайся. В Иисусе не сомневайся. Чтобы человек не искал помощи у других богов.
Не превратился в атеиста или маловерного.

«Нa аспuдa u вacuлиска наcmупиши и попepeши львa u змuя.
Якo нa Mя yпoва, u uзбaвлю u: пoкpыю u, якo пoзнa uмя Moе.
Вoззoвеm кo Mнe, u yслышy eгo: c нuм ecмь в скopби, uзмy eгo
u пpoславлю eгo,
дoлгomoю днuй uспoлню eго u явлю eмy спacение Moе».

Последнюю фразу псалма многие толкователи относят к старцу Симеону Богоприимцу, которому было предсказано, что он не yмpёт, пока не увидит Спасение Господне. И когда старец взял в руки маленького Иисуса, то произнёс: «Сбылось. Видели мои очи спасение Твоё».

Андрей Ткачев, протоиерей
Научитесь лечь спать и поставить перед собой вопрос о том, что не ваши уставные молитвы вас защитят от зла в течение ночи, а любовь тех многих, многих людей, о которых мы, может быть, даже забыли, но которые нас помнят и на земле, и в вечности. И тогда сердце ваше растает; тогда вы сможете начать молиться, обращаясь к Богу с такой же искренностью, потому что в какой-то момент вы обнаружите, что вы любимы не только теми людьми, которые вокруг вас были, но Матерью Божьей, Христом Спасителем, Отцом нашим небесным, ангелом нашим хранителем — и мир так расширится, так углубится

Митрополит Антоний Сурожский
Но дороге шел одинокий путник. Он направлялся в монастырь. Это был известный в городе купец Петр Медведев. Удачливый и работящий, он быстро нажил состояние, приобрел прекрасный дом, где и жил счастливо с женой и сыном.

Но пришел тяжелый час. Сначала заболел сын, потом ухаживавшая за ним жена и, несмотря на усилия докторов, почти в один день Петр потерял обоих. И напала на него такая тоска, что свет стал не мил. Запустил дела — все валилось из рук.

«Зачем я живу, для кого работаю?» — спрашивал он себя и молил Бога забрать и его.

Видя состояние купца, посоветовали ему добрые люди отправиться в монастырь, где проживал прозорливый старец:

— Вот и спросишь его, как тебе дальше жить.

В монастырь Петр пошел пешком, как было принято в то время на Руси. Монахи встретили его радушно. Побыл он первый день на службе, а на второй принял его старец. Рыдая, Петр рассказал ему о своем горе. Положил старец руку на его голову и говорит:

— Господь милостив, вернется радость в твой дом. Отправляйся сейчас домой, а когда пойдешь через деревню, Богу молись да поглядывай по сторонам.

И благословил его.

Уже вечерело, и монахи предлагали Петру остаться. Но купец поблагодарил их и домой отправился. Он не хотел ослушаться старца, хотя его последние слова были не совсем понятны.

Идет он через деревню, а уже совсем темно стало. Надо искать ночлег. И вдруг видит, возле одного дома кто-то туда-сюда ходит. Присмотрелся — парнишка маленький, в коротком зипунишке да в большущих валенках — утонул в них. «Господи! — подумал, — да кто это ребенка на улицу в такую темень отпустил?» — и пошел ему навстречу.

А тот, как увидел его, закричал:

— Дедушка, дедушка! Ты за мной пришел? — и побежал. Бежит в своих валенках, падает, поднимается и опять бежит, все время повторяя:

— Ты за мной пришел, дедушка?

«Ну, — думает купец, — видно, заблудился малыш и рад, что живую душу встретил».

— За тобой, — сказал и взял его на руки. — Так где же ты живешь, парень? — спрашивает.

А ребенок смотрит на него радостно васильковыми глазенками и объясняет:

— Я жил с дедушкой, его вчера похоронили, а меня пока взяла к себе соседка, бабушка Марфа. Я весь день так плакал, так плакал, а ночью во сне пришел мой дедушка и сказал: «Не плачь, Николка, а завтра вечером выходи на улицу, за тобой придет новый дедушка и возьмет тебя с собой». Вот я тебя и дожидался.

— Неужели Бог мне внука дал? — обрадовался Петр и понес ребенка в дом.

Их встретила старая-престарая бабушка и стала ругать мальчика за то, что он убежал с печи на улицу.

— Бабушка, — оправдывался Николка, — не сердись. Я должен был встретить моего нового дедушку.

Петр раздел мальчика и уложил на печь. Николка доверчиво прижался к нему, обнял двумя руками за шею и прошептал:

— А ты завтра не уйдешь без меня? Растроганный купец ответил:

— Ну как я один уйду, если твой дедушка передал мне тебя. Спи, дружок, спи.

И мальчик спокойно уснул.

Борис Ганаго, "О промысле Божьем"
Всех людей жалко, потому что у каждого в груди не видная глазу дымящаяся рана. Но сентиментальные слюнки по теме выгорания пора вытирать. Евангелие говорит: положил руку на плуг – вспять не оборачивайся. Еще говорит: поминайте жену Лотову.
Да и мудрость народная говорит: семь раз отмерь – один отрежь. Думай крепко прежде принятия решения, а когда решение принял – сомнения прочь.
Время служения, а не сомнения настало. Основатель ВДВ генерал армии Маргелов (дядя Вася, как называет его десантура) так сказал: «Сбит с ног – сражайся на коленях. Идти не можешь – лежа наступай». Неужели Церковь не достойна ждать от своих служителей такой же стойкости, верности и храбрости?
Скажите десантнику, что есть «выгорание» и можно по этой причине оружие бросить. Сами знаете, что он вам ответит.
Так чего же мы должны духовное оружие бросать? Ладно бросать – оправдывать скопом всех тех, кто оружие бросил? И из-за чего бросил? Бабские прелести, зеленые доллары, ночные фантазии и физическая усталость. Кажется, список полный.
Про выгорание в слове Божием притча есть. Притча о десяти девах.
У тех пяти, что остались без елея, елей в лампадах выгорел.
У мудрых тоже выгорел (ибо что еще делать елею в лампаде, как не выгорать?).
Но у мудрых был запас, и они, подлив масла, пополнили светильники. У глупых же запаса не было.
Следовательно (вонмем!): выгорание елея происходит у всех без исключения.
Все рискуют потерять огонь в светильнике веры – так елей мало-помалу расходуется. Но весь вопрос в том, что подливать нужно регулярно масло в светильник, и накапливать запас, и держать его при себе.
Выгорание будет катастрофическим и необратимым, если не заботиться о запасе масла. Это значит: твори добро во Христе, умножай молитвы, запасайся елеем Святого Духа сегодня – во дни изобилия веры.
Потом неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний. В те дни выживут те, у кого был запас.
Некто из отцов сказал: «Умножай молитвы, когда ты помнишь Господа, чтобы, когда ты забудешь Его, Он вспомнил тебя».
Мы живем сегодня ради добра, сделанного вчера. И если вчера мы не сделали ничего ради Христа, то сегодня чувствуем себя оскудевшими, а назавтра – выгоревшими.
И кто не озаботился заранее о том, чтобы разбогатеть плодами Духа, тот будет наблюдать, как догорают последние капли его веры.
Потом лампада закоптит, вспыхнет и угаснет.
А человек отвернется от ворот Иерусалима и понуро пойдет в Иерихон. Так исполняется слово: имеющему дано будет, а у не имеющего забрано будет то, что он думает иметь.

Нет ни злорадства, ни осуждения по отношению к тем, кто пал.
Есть только страх и жалость.
Но есть усиливающееся неприятие от болтовни про выгорание.
Есть чувство, что не от любви эта болтовня, а от лукавства. Приобретайте запас масла, возлюбленные, и пусть горит елей, но пусть не гаснут лампады у мудрых дев.

Протоиерей Андрей Ткачёв
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей нашей компании
Made on
Tilda